Задача укрепления российской семьи и поддержки традиционных семейных ценностей поставлена Президентом РФ в один ряд с вопросами обеспечения национальной безопасности, экономического развития.

Одна из наиболее актуальных проблем – сохранение кровной семьи и профилактика социального сиротства.

Важнейшей задачей государственной социальной политики является оказание реабилитационной помощи семье. В то же время крайне важно повышать родительскую ответственность за воспитание и содержание ребенка.

 

На наиболее проблемные аспекты в этой сфере деятельности обратила внимание членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области детский омбудсмен Александра Курмаева на состоявшемся 31.01.2017 первом в этом году заседании комиссии, а также предложила ряд практических рекомендаций, которые нашли свое отражение в протокольных решениях комиссии со сроком исполнения – до 05.07.2017.

 

Прежде всего, акцент был сделан на то, что согласно действующему законодательству, и ограничение в родительских правах, и лишение родительских прав – есть крайние, исключительные меры семейно-правовой ответственности родителей. Они могут применяться лишь после того, когда иные меры профилактического воздействия не дали результата. Аналогичной позиции придерживается и высшие судебные инстанции[1]. Однако в регионе дела обстоят иначе. Если обратиться к официальным данным, видно, что ситуация неоднозначная. С одной стороны, наблюдается тенденция снижения количества лиц, лишенных родительских прав. Но, при этом, имеет место рост числа лиц, ограниченных в родительских правах, а случаи отмены ограничения в родительских правах – крайне редки.

Анализ поступающих в адрес Уполномоченного обращений свидетельствует, прежде всего, о том, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не всегда предпринимают своевременные и исчерпывающие меры по работе с неблагополучными семьями. Зачастую эта работа носит формальный характер: сводится к постановке на учёт, ограничивается проведением бесед. А затем сразу – ограничение в родительских правах! В частности, в практике были случаи, когда граждан ограничивали в родительских правах, хотя семья даже не состояла на профилактическом учете. Это означает, что фактически никакой работы не было – просто пошли по наиболее «лёгкому варианту».

Следующий вопрос, на который обратила внимание Александра Александровна - работа с людьми, которых ограничили в их родительских правах или лишили этих прав.

Любой ребенок хочет остаться со своими родителями, независимо от их образа жизни и моральных качеств. Но специалистами в области педагогики и психологии давно уже замечено – при отсутствии общения родителей с детьми свыше 6-ти месяцев связи ослабевают и постепенно утрачиваются.

«Законодательство, как известно, не ставит крест на нерадивых родителях. Тем, кто ограничивается в родительских правах, даётся шанс воссоединиться с детьми в случае исправления. Однако после вынесения судебного решения семья фактически снимается с межведомственного учета. Работу по восстановлению детско-родительских отношений, по возвращению ребенка в кровную семью осуществляет один специалист службы сопровождения. Это совершенно недопустимо!» - отметила Александра Курмаева.

Весьма сложная и неоднозначная проблема – как обеспечить право ребенка на воспитание в кровной семье и, одновременно, на достойный уровень жизни. Ставя во главу угла право ребенка на достойные условия жизни, должностные лица исходят из благих побуждений. Но тяжелое материальное положение семьи (а если говорить прямо – нахождение семьи за чертой бедности) ещё не повод для ограничения граждан в их родительских правах.

Учитывая, что некоторыми лицами данная мера воспринимается как освобождение от «обременяющих» обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, по мнению Александры Александровны, с такими родителями необходима серьезная работа, нельзя потворствовать их настроениям.

«Возвратить детей в кровные семьи позволит только постоянная кропотливая работа и эффективное межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, и, кстати, – заинтересованное участие в нём органов местного самоуправления и лично глав муниципальных образований» - отметила Александра Александровна, а также предложила создать в регионе единый электронный банк данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Наличие такого специального ресурса, по мнению детского омбудсмена, сделало бы возможным в постоянном режиме отслеживать весь цикл работы с семьями и подростками. Кроме того, это позволило бы всем субъектам системы профилактики оперативно, по мере необходимости, корректировать программы реабилитации, оценивать эффективность и результативность предпринимаемых мер.

Весьма сложная и деликатная проблема – передача ребенка, родители которого ограничены в родительских правах, под опеку. О роли приемной семьи в механизме содействия сохранения кровной семьи необходимо разъяснять опекунам, поскольку они часто игнорируют необходимость поддерживать детско-родительские отношения, их неприятие того, что ребёнок должен вернуться в кровную семью. В этом, по мнению детского омбудсмена, недоработка органов опеки и попечительства.

Особое беспокойство вызывает необоснованное изъятие детей из семьи.

Каждый такой случай должен подлежать дополнительной проверке.

В этих целях в рамках исполнения поручения Главы государства по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецовой А.Ю., в каждом субъекте Российской Федерации и, в частности, в Астраханской области создана рабочая группа из представителей профессионального сообщества и общественности, которая приступила к работе – проинформировала Александра Александровна.

В завершении своего выступления до сведения присутствующих был доведен проект, запланированный для реализации в текущем году в рамках Дня Уполномоченного по правам ребенка, направленный на профилактику семейного неблагополучия и предотвращение фактов жесткого обращения с детьми в семье.



[1] Пункт 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»