Право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки восстановлено

 

В текущем году к Уполномоченному по правам ребенка продолжают поступать обращения от граждан об отказе в предоставлении мер социальной поддержки из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

Так, к Уполномоченному обратилась многодетная мать гр-ка В.    ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Икрянинского района» отказал в выдаче ее семье регионального семейного капитала, ссылаясь на отсутствие у нее факта регистрации и постоянного проживания на территории Астраханской области не менее трех лет.

В ходе личного приема заявительница рассказала Александре Александровне о том, что после смерти родителей, ее воспитывала бабушка, которая не оформила ей регистрацию по месту жительства. Собственного жилья у гр-ки В. на тот момент не имелось. Заявительница несколько лет до приобретения собственного дома была временно зарегистрирована по разным адресам, при этом как она утверждала, что не выезжала за территорию Астраханской области.  

В целях оказания содействия заявительнице Александра Александровна обратилась в Управление по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области.  Из полученного ответа следовало, что действительно гр-ка В. имела и временную и постоянную регистрацию по месту жительства на территории Астраханской области свыше трех лет.

Уполномоченный пришла к твердому убеждению, что, во-первых, сложившаяся ситуация есть ничто иное как прямое нарушение прав на получение помощи от государства многодетной семье, во-вторых, семья остро нуждается в практической социальной и правовой помощи.

В адрес министерства социального развития и труда Астраханской области направлено заключение Уполномоченного, содержащее рекомендации относительно необходимых мер по восстановлению нарушенного права и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

В обосновании своих доводов было указано, что отказы соответствующих органов в предоставлении мер соцподдерки из-за отсутствия регистрации по мету жительства несостоятельны. Так, в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.98 года № 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданин по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации также выразило свою позицию по данному вопросу. Ведомство полагает, что доказательством наличия места жительства гражданина могут быть не только штамп в паспорте или справка миграционного органа, но также различные правоустанавливающие документы (например, свидетельство о праве собственности, договор найма или аренды жилого помещения и т. д.)

После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области право на получение мер соцподдержки многодетной семьи гр-ки В. восстановлено. Сотрудники Центра социальной поддержки предоставили заявительнице гарантийное письмо о выдаче регионального семейного капитала.