Предусмотрена ли социальная поддержка детей, родители которых неизвестны?

  

 Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), лица в возрасте до 18 лет, единственный родитель или оба родителя которых неизвестны, относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют установленные данным Законом права на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. В соответствии со статьей 84 Семейного кодекса Российской Федерации на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку.

Таким образом, родители, которые, например, отказываются забрать из родильного дома ребенка, не утрачивают своих родительских прав и обязанностей. Согласие на усыновление не влечет отказа от прав и обязанностей родителя, поскольку они прекращаются только с момента усыновления ребенка. То есть, так называемые «отказные» и «оставленные» дети имеют право на получение алиментов и пенсий.

 Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, в том числе находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Данные средства также зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку.

 Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, а также при получении профессионального образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 Также Федеральным законом № 159-ФЗ установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, на медицинское обеспечение, на имущество и жилое помещение, на труд.

 

 

 

Как получить (снять) инвалидность по диагнозу «сахарный диабет» с граждан из числа детей-инвалидов по достижении ими возраста 18 лет? Как обжаловать решение об отказе в установлении инвалидности? Каким образом обеспечивается проезд детей-инвалидов к месту лечения авиатранспортом?

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) определено, что инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

 Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.

 Таким образом, само по себе заболевание, в том числе сахарный диабет, не является безусловным основанием для установления инвалидности, если не приводит к ограничениям жизнедеятельности, вызывающим необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

В связи с этим реабилитация направлена на устранение или уменьшение ограничений жизнедеятельности и восстановления способности инвалида к бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

Оценка эффективности проведенных реабилитационных мероприятий дается при очередном освидетельствовании, и в случае устранения или уменьшения ограничений жизнедеятельности, реализации возможности получения образования, профессии, трудовой адаптации группа инвалидности может быть не установлена при любом заболевании.

Необходимость применения лекарственных средств, соблюдения диеты Законом не отнесена к признакам инвалидности, в связи с этим указанные обстоятельства также не являются абсолютным основанием для установления инвалидности.

В случае, когда ребенок в силу своего возраста (или сопутствующей патологии) не может осознанно относиться к своему заболеванию, самостоятельно соблюдать диету, контролировать уровень сахара крови и делать инъекции инсулина, он нуждается в помощи родственников и, соответственно, имеет ограничение жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию». Лица в возрасте 18 лет и старше с заболеванием сахарного диабета, осознанно относящиеся к своему заболеванию, овладевшие навыками самоконтроля и техникой инъекций инсулина, при отсутствии осложнений при стабильном течении заболевания успешно учатся по общим программам или работают в обычных условиях и, соответственно, не имеют ограничений жизнедеятельности (признаков инвалидности).

Вместе с тем, сахарный диабет, в том числе инсулинозависимый, может вызвать у человека нарушения функций и патологические состояния, приводящие к ограничениям жизнедеятельности, которые не могут быть устранены или уменьшены проводимыми реабилитационными мероприятиями, что позволяет специалистам учреждений медико­социальной экспертизы при указанных условиях в рамках действующего законодательства принимать решения об установлении инвалидности бессрочно (детям - до достижения возраста 18 лет).

В целях повышения объективности и прозрачности принимаемых экспертных решений по установлению инвалидности, в том числе сроков инвалидности, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 года № 1024н утверждены новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико­социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее соответственно - приказ, классификации и критерии).

Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 года, регистрационный номер 40650, опубликован 22 января 2016 г. и по истечении 10 дней с момента его опубликования, а именно 2 февраля 2016 г., вступил в законную силу.

При этом следует отметить, что приказ посвящен классификациям основных нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе по степени выраженности, а также критериям установления групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид».

В новых классификациях и критериях с учетом международного опыта конкретизированы степени выраженности нарушений функций организма, оценка которых производится в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов. Это дает возможность устанавливать инвалидность на основе объективных нормативно установленных критериев, что исключает субъективные оценки экспертов.

Одновременно сообщается, что в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства гражданин (его законный представитель) в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, может обжаловать его в месячный срок в главное бюро МСЭ по субъекту Российской Федерации путем подачи письменного заявления в бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро МСЭ по субъекту Российской Федерации. Решение главного бюро МСЭ по субъекту Российской Федерации может быть обжаловано, также в месячный срок, в Федеральное бюро МСЭ путем подачи заявления в главное бюро МСЭ по субъекту Российской Федерации, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро МСЭ (127486, г. Москва, ул. И. Сусанина, д. 3). Кроме того, решение каждого из названных бюро может быть обжаловано в суде, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

По вопросу обеспечения проезда детей-инвалидов к месту лечения сообщается, что согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалидам предоставляется набор социальных услуг, который включает в себя, в частности, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок обеспечения набором социальных услуг установлен приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

На основании данного приказа для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться :

-железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

-авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;

-водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).

Одновременно с получением в уполномоченном органе санаторно-­курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление).

К уполномоченным органам относятся территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Именное направление на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте включает данные, необходимые для оформления безденежного проездного документа на проезд авиационным, водным и автомобильным транспортом.

Заполненные специальные талоны, именные направления выдаются гражданину в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном направлении) при наличии санаторно-курортной путевки. Заполненные корешки талонов остаются в делах уполномоченного органа.

В настоящее время не предусмотрено другого порядка предоставления бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

 

 

Правомерно ли сокращение размера заработной платы несовершеннолетнего работника по сравнению с заработной платой работника?

 

Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

На основании статьи 92 ТКРФ для работников в возрасте до шестнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 24 часов в неделю, для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.

В соответствии со статьей 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При этом согласно указанной статье ТК РФ работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Таким образом, сокращение размера заработной платы несовершеннолетнего работника по сравнению с заработной платой работника, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему норму труда может быть обусловлено уменьшением продолжительности рабочего времени и нормы выработки.

 

 

 

Каким образом работодатель должен согласовать с государственной инспекцией труда и комиссией по делам несовершеннолетних увольнение работника в возрасте до 18 лет за прогул? Какие документы и информацию в связи с увольнением следует представить в данные организации? Допустимо ли получение согласия указанных организаций по факсу или электронной почте?

 

 

В соответствии со ст. 269 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Порядок такого согласования законодательством напрямую не предусмотрен.

Просьба о даче согласия на расторжение трудового договора является обращением, направленным в орган власти.

Требования к обращениям изложены в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

В силу ч. 1, 2 ст. 7 Закона № 59-ФЗ в обращении должна быть изложена суть заявления, а также в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель должен приложить документы и материалы либо их копии.

Поэтому, полагаем, к заявлению о даче согласия необходимо приложить документы, подтверждающие наличие оснований для увольнения (например, приказ о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению в организации, справку об отсутствии иной работы при увольнении по сокращению штата).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ обращение может быть направлено в письменной форме или в электронном виде, а также в виде устного обращения при личном приеме.

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ч. 4 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).

Порядок направления обращений в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав специальным подзаконным актом не урегулирован.

Применительно к государственным инспекциям труда в п.11.1

Регламента Федеральной службы по труду и занятости (утв. Приказом Роструда от 11.09.2007 N 211), так же как и в п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ, установлено, что Роструд рассматривает обращения организаций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения во время приема граждан.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что согласие на увольнение может быть получено путем направления обращения как в виде письменного документа с подписью уполномоченного лица, так и электронного документа, а также при личном приеме, с представлением документов, подтверждающих наличие оснований для увольнения.

 


Возможно ли установить контроль за расходованием пособия, выплачиваемого в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, детям-сиротам, впервые ищущим работу и вставшим на учет в службу занятости?

 

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с этим положением статьей 9 гарантировано, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

При этом статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Таким образом, по достижении возраста 18 лет гражданин вправе самостоятельно распоряжаться своими правами. Установление предлагаемой меры, а также её законодательное закрепление может повлечь нарушение конституционно гарантированных прав детей-сирот.

 

 

 

Каким федеральным законодательством и как устанавливается размер ежемесячного пособия на ребенка по критерию «нуждаемости»?

 

Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан устанавливать критерии нуждаемости было закреплено Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Соответствующие полномочия по установлению критериев нуждаемости реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, начиная с 1 января 2014 года (т.е. с даты вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 371-ФЗ) и по настоящее время.

В качестве критериев нуждаемости применяются преимущественно - среднемесячный совокупный доход семьи (получателя), не превышающий величину установленного прожиточного минимума в регионе, а также предельный возраст ребенка.

1 января 2016 года вступил в силу Федеральный зкон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Федеральный закон принят в целях оптимизации и упорядочения мер социальной поддержки, предоставляемых в субъектах Российской Федерации, в том числе исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости при предоставлении указанных мер поддержки.

В частности, Федеральным законом предусматривается применение подхода по применению критериев нуждаемости при предоставлении пособия на ребенка (предоставляемого субъектами Российской Федерации), периодичность выплаты которого будет установлена - не реже одного раза в квартал (что позволит субъектам Российской Федерации реализовывать более эффективный механизм его выплаты исходя из экономических возможностей субъекта Российской Федерации) и при выплате компенсации родителям детей, посещающих детские сады (а именно право, а не обязанность субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости в целях введения более гибкого механизма правового регулирования).

Федеральным законом предусмотрено направление ресурсов на предоставление государственной социальной поддержки наиболее нуждающихся групп населения. При этом средства бюджетов субъектов Российской Федерации могут перераспределяться на цели развития адресных форм государственной поддержки малоимущих и малообеспеченных граждан.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что сейчас разрабатываются различные меры стимулирующего воздействия, проводятся работы по пересмотру действующих мер государственной поддержки семей с детьми с учетом нуждаемости, это не предполагает сокращения объема предоставляемых мер, а наоборот предусматривает адресный характер и их консолидацию в отношении нуждающихся семей.

 

 

Функционирует ли в настоящее время Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и какие основные направления его деятельности?

 

 

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был учрежден Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

В настоящее время Фондом выполняются задачи, определенные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с Уставом Фонда приоритетными направлениями деятельности Фонда являются:

-профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

-социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Следует отметить, что указанные приоритетные направления деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, остаются неизменными на протяжении всего периода осуществления деятельности. При этом предусмотренные для их реализации задачи ежегодно пересматриваются.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2014 г. № 659 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» предусмотрено направление средств федерального бюджета фонду для осуществления его деятельности до 2017 года, а также для со-финансирования комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Может ли судебный пристав-исполнитель обязать должника встать на учет в центр занятости в целях трудоустройства и привлечь к административной ответственности за неисполнение указанного требования?

Судебный пристав-исполнитель не вправе обязывать должника встать на учет в центр занятости населения, соответственно, привлечение должника к административной ответственности за неисполнение указанного требования неправомерно.

Обоснование: Перечень исполнительных действий содержится в ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", перечень является открытым.

В соответствии с положениями разд. VI и XI Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19.06.2012 № 01-16, если причиной невыплат должник указывает отсутствие работы, судебный пристав-исполнитель обязан вручить ему направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства для предоставления ему возможности исполнить судебные решения о взыскании алиментов в добровольном порядке. Указанные документы необходимо приобщать к материалам исполнительного производства.

При неисполнении требований исполнительного документа должник может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 17.14, ст. ст. 17.8, 19.7 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Согласно нормам ст. 4 ТК РФ к принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Положениями ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Исходя из приведенных норм права, а также судебной практики по рассматриваемому вопросу, можно сделать вывод о том, что требование судебного пристава-исполнителя об обязательной постановке на учет в центр занятости для трудоустройства нельзя признать законным, и об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в случае невыполнения данного требования (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 20.02.2017 № 4а-104/2017, Решение Свердловского областного суда от 28.11.2011 по делу № 72-673/2011, Решение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу № 7-11680/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2015 по делу № 33а-46554).