27 октября 2017 года Уполномоченный по правам ребенка в Астраханской области приняла участие в работе круглого стола на тему: «Внедрение и развитие медиативных технологий. Работа служб медиации в образовательных организациях Астраханской области», который состоялся в министерстве образования и науки Астраханской области по инициативе прокуратуры Астраханской области.

В работе круглого стола приняли участие представители министерства социального развития и труда Астраханской области, ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Астраханской области.

Цель проведения круглого стола: изучение передового опыта медиативных процедур в урегулировании споров в сфере образования, обсуждение и определение мер, способствующих внедрению медиативных технологий в образовательных организациях области.

Программа круглого стола включила обсуждение различных аспектов основной темы данного мероприятия.

Вопросы, поднятые на круглом столе, имеют огромное значение не только для специалистов в сфере образования и медиации, но и для региона в целом.

В ходе работы круглого стола выступающие отметили, что во исполнение межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, в образовательных организациях Астраханской области идет активная работа по созданию служб медиации (примирения).

Всего в образовательных организациях региона действуют 177 таких служб, из них – 168 служб в общеобразовательных организациях и 9 – в профессиональных образовательных организациях.

Функции служб медиации выполняют комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также различные службы и комиссии – такие как «Школьные службы примирения», «Конфликтные комиссии», «Школьная конфликтологическая служба», «Советы профилактики», «Правозащитный комитет» и др.

На сегодняшний день в образовательных организациях работают 11 медиаторов. Кроме того, работу по разрешению конфликтных ситуаций, снятию психологического напряжения проводят педагоги – психологи, работающие в образовательных организациях.

В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Астраханской области практически во всех общеобразовательных организациях созданы органы государственно-общественного управления образованием – Управляющие советы.

В ходе своего выступления Александра Александровна отметила, что и восстановительная медиация, и медиация в сфере урегулирования конфликтов в образовательных организациях имеет большое значение, но в силу различных обстоятельств, в том числе недостаточной известности этих институтов, их потенциал в настоящее время остается не реализованным в нашем регионе в полной мере.

Существует необходимость в формировании определённых базовых стандартов по обучению педагогов школьной медиации. Особое значение для развития школьной медиации имеет система обучения педагогов данным технологиям. Формирование среди школьников положительного мнения о школьной медиации создаст предпосылки для скорейшего развития этого института в сфере разрешения возникающих между обучающимися конфликтов.

По результатам состоявшегося обсуждения детский омбудсмен внесла ряд предложений для включения в резолюцию по итогам работы круглого стола.