Координационный совет уполномоченных


по правам ребенка в Южном федеральном округе


 

Ограничительные меры, связанные с коронавирусной инфекцией, не смогли помешать проведению ранее намеченного заседания Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в Южном федеральном округе. Оно состоялось в режиме видеоконференции 5 июня 2020 года.


 

Главный вопрос, вынесенный на обсуждение – совершенствование законодательства, регулирующего профилактику безнадзорности несовершеннолетних, пресечение противоправного поведения в среде детей и подростков.


Большая роль здесь принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, но, к сожалению, на сегодняшний день они пока слабо справляются со своей функцией предупреждения правонарушений, совершаемых детьми. Это отметили все выступавшие. Очевидно, что проблема лежит, в том числе в сфере правового регулирования. Множество нормативных актов подчас противоречат друг другу, имеется терминологическая «несостыковка» и явные пробелы, а главное – комиссии воспринимаются прежде всего, как орган, призванный «наказывать», в то время, как их главное предназначение – осуществлять координирующую роль в интересах прав детей.


Необходим более совершенный механизм межведомственного взаимодействия между субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Во-первых, такое взаимодействие должно более оперативным; во-вторых, нужно устранить препоны в обмене и передаче информации (сегодня зачастую некоторые учреждения отказываются передавать те или иные данные).


Законодательство предусматривает возможность создания во всех органах учреждений, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - школы или больницы, созданные органами образования (здравоохранения), и др. Однако их функции отличаются от тех, что имеются у учредителя. Анализ судебной практики показывает, что если бюджетное учреждение не получило от органа управления учреждением полномочие на выполнение функции информирования о нарушении прав несовершеннолетних, то оно может быть признано не входящим в систему профилактики.


Необходимо более чётко определиться с полномочиями органов внутренних дел, когда налицо явная угроза жизни и здоровью детей. Сотрудники полиции в настоящее время не наделены правом немедленного отобрания ребенка, даже если, находясь в семье, он явно нуждается в немедленном переводе в безопасные условия.


Не урегулирован федеральным законодательством порядок разрешения вопроса о предоставлении несовершеннолетнему социальных услуг в случае отказа родителей, иных законных представителей (или невозможности получения их согласия по определенным обстоятельствам), в частности, закрепление возможности заключения договора социальных услуг другими субъектами, а также личного обращения несовершеннолетнего.


Одной из важнейших задач в профилактической работе по защите прав и интересов несовершеннолетних является максимально раннее выявление семейного неблагополучия. Необходимо создать в регионах единый электронный банк данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Смысл такого ресурса в том, чтобы в постоянном режиме отслеживать весь цикл работы с семьями и подростками всеми субъектами профилактики. Кроме того, это позволит органам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних корректировать свои шаги, а также оценивать эффективность и результативность предпринимаемых мер.


По итогам принято решение обобщить все прозвучавшие предложения и направить их в адрес Президиума Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации.


Был также утвержден план работы Координационного совета уполномоченных по правам ребенка Южного федерального округа на второе полугодие 2020 года.

 


*           *             *


В заседании Координационного совета приняли участие: советник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Алексеева Т.Н., советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка аппарата Общественной палаты России Никоркин Д.А. и Личковаха А.В.; заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка аппарата Общественной палаты России Никишина О. В.; доцент СГЮА, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Национальной ассоциации администраторов России, Ассоциации юристов России, к.ю.н. Зайкова С.Н.

 


*           *             *


Для участников Координационного совета была организована «виртуальная» экскурсия по достопримечательностям Астраханской области.