05-09-2013 00:00

 

Областными депутатами были поддержаны ряд поправок к закону о выдаче земельных участков на строительство жилья многодетным семьям

 

В 2011 году в Земельном кодексе Российской Федерации было закреплено право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное получение земельных участков для жилищного строительства. В этой связи в Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» были внесены поправки, уточняющие порядок реализации гражданами права на землю. 

 

Итак, в чём же суть изменений?

Во-первых, действовавшая до недавнего времени редакция Закона подразумевала под членами семьи лишь детей, рожденных у родителей, а также тех детей, которых они усыновили. Таким образом, за пределами действия Закона оказывались семьи, где дети, находятся под опекой либо на попечении. Между тем известно, что такие дети часто воспитываются людьми наряду с их собственными родными детьми, получают равную с ними степень заботы и внимания. Просто в силу различных причин супруги не всегда могут оформить «усыновление». Бывает, что от этого отказывается сам ребёнок. Подчас это — следствие того, что настоящие родители живы-здоровы, однако близкие родственники всё-же вынуждены оформить опекунство. Иногда имеют значение и соображения сугубо материального характера — не секрет, что для того, чтобы поставить ребёнка «на ноги» нужны финансовые средства, и опекуны находятся в более выигрышном положении, так как получают от государства пособие.

 

Во-вторых, из сферы действия Закона «выпадали» семьи, в которых один из супругов по документам не являлся родителем детей. При этом фактически он является для детей - «папой» или «мамой». Такое случается довольно часто. На местах возникали и другие вопросы: кто является одинокой матерью? может ли многодетная вдова, повторно вступившая в брак, бесплатно получить землю? Как быть, если дети воспитываются в одной семье, но имеют разных отцов (матерей)?

 

В третьих, действовавшая до недавнего времени редакция Закона не позволяла однозначно ответить на вопрос — учитываются ли при постановке на учёт для получения земельного участка те дети, которые по тем или иным причинам выехали за пределы Астраханской области и снялись с регистрационного учёта (например, в связи с обучением в образовательном учреждении, которое расположено в другом регионе).

 

Наконец, в четвертых, Закон не содержал чёткие основания, по которым граждане, претендующие на земельный участок, могли бы быть исключены из очереди. К примеру, семья, которая являлась многодетной при постановке на учёт, к моменту предоставления земли могла утратить данный статус (просто в силу того, что детям исполнилось 18 лет). Потенциально это создавало возможность для принятия произвольных решений должностными лицами органов местного самоуправления. Уполномоченный по правам человека предложил сделать переочень снятия с учёта конкретным и исчерпывающим.

 

После бурных дебатов депутаты поддержали все предложения.

Итак, главное новшество заключается в том, что отныне семьи воспитывающие трех и более детей, в которых наряду с родными, воспитываются дети, находящиеся под опекой или на попечении, также наделены правом на получение бесплатных участков под жилищное строительство, а в сельской местности и для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества. При этом, для устранения корыстных побуждений предусмотрено требование, согласно которому опекаемые дети должны воспитываться в семье не менее трех лет.